Поиск по сайту

Организация и проведение внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета за отчетный год.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННАЯ КОМИССИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН»

 

 

 

 

Стандарт

внешнего муниципального финансового контроля

СФК №4

«ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПРОВЕРКИ ГОДОВОГО ОТЧЕТА  ОБ ИСПОЛНЕНИИ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА ЗА ОТЧЕТНЫЙ ГОД»

 

 

 

Утверждаю

Председатель контрольно-

ревизионной комиссии

МО «Павловский район»

________И.Ю. Ладышкина

«___»___________20___г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Общие положения                                                                                        3

2. Цель, задачи, предмет и объекты внешней проверки                               5

3. Источники информации и сроки проведения внешней проверки             6

4. Содержание внешней проверки                                                                  7

5. Организация внешней проверки бюджета                                                 9

6. Подготовка заключения по результатам внешней проверки                    11

7. Порядок рассмотрения и направления результатов внешней проверки 15

 

1.         Общие положения

1.1.   Стандарт внешнего государственного финансового контроля «Организация и проведение внешней проверки годового отчета об исполнении  бюджета муниципального образования «Павловский район»» (далее – Стандарт) разработан в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Общими требованиями к стандартам внешнего государственного и муниципального контроля для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий КСО субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденными Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 17 октября 2014 г. № 47К (993). Стандарт применяется с учетом:

-        Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

-        нормативных и методических документов Министерства финансов Российской Федерации, регулирующих порядок исполнения бюджетов, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности;

1.2.   Стандарт устанавливает нормативные положения для организации и проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования «Павловский район»  за отчетный финансовый год (далее – бюджет), включая внешнюю проверку годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств бюджета муниципального образования «Павловский район»  (далее – ГАБС) и подготовку заключения контрольно-ревизионной комиссией муниципального образования «Павловский район» на годовой отчет об исполнении бюджета муниципального образования «Павловский район» за отчетный финансовый год.

1.3.   Под внешней проверкой в настоящем Стандарте понимается совокупность взаимосвязанных действий, объединенных общим предметом и позволяющих подготовить заключение контрольно-ревизионной комиссии   на годовой отчет об исполнении бюджета с учетом данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности ГАБС, а также данных, полученных в ходе контрольных мероприятий, результаты которых влияют на показатели годового отчета об исполнении бюджета за отчетный финансовый год, в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

1.4.   Целью Стандарта является установление общих правил и процедур проведения внешней проверки годового отчёта на всех его этапах, в том числе единых организационно-правовых, методических, информационных основ проведения комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и подготовки заключения Счетной палаты  на годовой отчет об исполнении бюджета в соответствии с требованиями действующего законодательства.

1.5.   Задачами Стандарта являются:

-        определение целей, задач, предмета и объектов внешней проверки;

-        определение источников информации для проведения внешней проверки;

-        установление основных этапов организации и проведения внешней проверки;

-        установление требований к структуре и содержанию заключений  по результатам внешней проверки годовой бюджетной отчетности и на годовой отчет об исполнении бюджета;

-        установление требований к оформлению результатов внешней проверки;

-        установление  порядка представления заключения в представительный орган муниципального образования «Павловский район»  и  Администрацию муниципального образования «Павловский район».

1.6.   Стандарт регулирует особенности подготовки, проведения и использования результатов внешней проверки, включая специальные требования к форме и срокам ее проведения, составу объектов внешней проверки, способам получения необходимой информации и материалов, содержанию формируемых в ходе внешней проверки документов.

1.7.   Термины и определения Стандарта соответствуют терминам, установленным в документах, указанных в пункте 1.2 Стандарта.

 

2.         Цель, задачи, предмет и объекты внешней проверки

2.1.   Целью проведения внешней проверки является контроль достоверности годового отчета об исполнении бюджета и бюджетной отчетности ГАБС, законности и результативности деятельности по исполнению бюджета  муниципального образования «Павловский район» в отчетном финансовом году, с учетом имеющихся ограничений.

2.2.   Задачами внешней проверки являются:

-        контроль своевременности, достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств;

-        установление полноты и достоверности годового отчета об исполнении бюджета;

-        оценка социально-экономических (макроэкономических) условий (основных показателей прогноза социально-экономического развития) и результатов исполнения бюджета;

-        определение степени выполнения требований законодательства при организации исполнения бюджета;

-        оценка соблюдения (выполнения) бюджетных назначений и иных показателей, установленных законом о бюджете;

-        оценка формирования и исполнения доходной и расходной частей бюджета, дефицита (профицита) бюджета;

-        определение эффективности деятельности по управлению государственным имуществом (полноты и своевременности поступления в бюджет доходов от использования государственного имущества), государственным долгом, предоставлению бюджетных кредитов и гарантий;

-        оценка полноты и своевременности устранения в отчетном финансовом году нарушений и недостатков, установленных ранее;

-        определение направлений совершенствования исполнения бюджета, использования имущества, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности.

2.3.   Предметом внешней проверки являются годовой отчет об исполнении бюджета  муниципального образования «Павловский район» за отчетный финансовый год, решение  о бюджете на отчётный финансовый год, отдельные нормативные правовые акты, обеспечивающие организацию исполнения бюджета в отчётном финансовом году, бюджетная отчетность ГАБС, а также документы и материалы, необходимые для проведения внешней проверки и полученные контрольно-ревизионной комиссией в установленном порядке.

2.4.   Объектами внешней проверки являются Управление  финансов администрации муниципального образования «Павловский район», главные администраторы средств бюджета муниципального образования «Павловский район».

2.5.   Внешняя проверка предусматривает проведение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

 

3.         Источники информации и сроки проведения внешней проверки

3.1.   Информационной основой проведения внешней проверки являются:

-        нормативные правовые акты муниципального образования «Павловский район»;

-        Решение Совета депутатов муниципального образования «Павловский район»  о бюджете на отчетный финансовый год и на плановый период и решения   о внесении изменений в решения о бюджете;

-        годовая бюджетная отчетность ГАБС;

-        годовой отчет об исполнении бюджета;

-        ежемесячные, квартальные отчеты об исполнении бюджета, в том числе консолидированного;

-        информация об исполнении муниципальных программ;

-        доклады о результатах и основных направлениях деятельности ГАБС (при их составлении ГАБС);

-        заключения контрольно-ревизионной комиссии муниципального образования «Павловский район» на отчеты об исполнении бюджета за иные отчетные годы;

-        материалы контрольных мероприятий, проведенных контрольно-ревизионной комиссией, в ходе которых периоды отчетного года входили в проверяемый период;

-        статистические показатели;

-        иная информация, полученная контрольно-ревизионной комиссией  в установленном порядке, и документы, характеризующие исполнение бюджета, в том числе данные оперативного (текущего) контроля хода исполнения бюджета за отчетный период.

3.2.   Для дополнительного анализа и формирования выводов по итогам исполнения бюджета могут направляться запросы в органы местного самоуправления муниципального образования, иные учреждения и организации, иным лицам.

3.3.   Сроки проведения внешней проверки установлены ст. 264.4 Бюджетного кодекса РФ.

 

4.         Содержание внешней проверки

4.1.   Анализ бюджетной отчетности, дополнительных документов и материалов к годовому отчету должен позволить сделать основные выводы о полноте и достоверности бюджетной отчетности, итогах исполнения бюджета, законности и эффективности деятельности участников бюджетного процесса.

4.2.   Степень полноты бюджетной отчетности определяется наличием всех предусмотренных порядком ее составления форм отчетности, разделов (частей) форм отчетности, граф и строк форм отчетности.

4.3.   Степень достоверности бюджетной отчетности определяется наличием в формах отчетности всех предусмотренных порядком ее составления числовых, натуральных и иных показателей, соответствием указанных показателей значениям, определенным в соответствии с порядком составления отчетности и ведения учета.

4.4.   В ходе проведения внешней проверки следует сформировать обоснованное мнение о наличии или отсутствии существенных фактов неполноты и недостоверности бюджетной отчетности.

4.5.   Основное внимание следует уделять ГАБС, у которых сосредоточена основная часть объектов учета и хозяйственных операций, наибольшим по стоимостной оценке объектам и операциям, а также объектам и операциям с высоким риском недостоверного отражения (сложным, новым, недостаточно урегулированным с методологической точки зрения, требующим взаимодействия нескольких субъектов). Также следует учитывать степень влияния показателей деятельности ГАБС на исполнение бюджета или их зависимость от него (приоритет отдается показателям, более тесно связанным с исполнением бюджета).

4.6.   По итогам оценки полноты и достоверности, соблюдения порядка составления и представления отчетности делаются следующие выводы:

-        о соответствии отчета об исполнении бюджета бюджетному законодательству;

-        о соблюдении сроков формирования и представления отчетности;

-        о полноте состава и внутренней согласованности данных отчетности (в том числе за разные периоды);

-        о соблюдении требований составления бюджетной отчётности, установленных приказами финансового органа;

-        о соответствии отчетности данным других субъектов (консолидируемая отчетность, данные параллельного учета, взаимосвязанные показатели) (при необходимости);

-        о соответствии характеристик объектов учета способу их отражения в учете и отчетности (при необходимости);

-        о достоверности бюджетной отчётности;

-        о проведении мероприятий, установлении проблем и нарушений в ходе инвентаризаций, внутреннего финансового контроля и аудита.

4.7.   В ходе анализа социально-экономических условий и результатов исполнения бюджета определяются макроэкономические факторы, существенно повлиявшие на исполнение бюджета (динамика производства товаров, работ, услуг, налогооблагаемой базы, состояние финансового рынка и т.д.), а также основные социально-экономические результаты исполнения бюджета (влияние на уровень доходов населения, состояние инфраструктуры, инвестиционную и производственную деятельность и т.п.).

4.8.   В ходе проверки организации исполнения бюджета рассматривается полнота выполнения текстовых статей закона  о бюджете, соответствие сводной бюджетной росписи закону  о бюджете и формируются выводы по вопросам правового обеспечения исполнения бюджета, состава участников бюджетного процесса, составления и ведения других бюджетных документов, учета и санкционирования оплаты бюджетных и денежных обязательств. Приоритет отдается вопросам соблюдения новых требований законодательства к порядку организации исполнения бюджета и осуществлению новых (введенных с отчетного года) процедур.

4.9.   В ходе проверки исполнения решения   о бюджете рассматривается соблюдение (выполнение) бюджетных назначений (в том числе предельных) по доходам, расходам, источникам финансирования дефицита, объему заимствований, государственного  долга, бюджетных кредитов и гарантий. В зависимости от экономической и правовой природы бюджетных назначений рассматриваться может их соблюдение (не превышение) и (или) достижение (выполнение).

Процент (доля) исполнения бюджетных назначений, достижение целевых показателей государственных  программ рассматриваются как индикаторы достижения установленных результатов бюджетной деятельности и степени ее эффективности. При этом вывод о степени эффективности бюджетной деятельности (использования бюджетных средств) может делаться в случае, если в ходе внешней проверки и (или) ранее проведенных мероприятий была получена информация о причинах и последствиях неисполнения бюджетных назначений.

4.10. При анализе отдельных направлений поступлений в бюджет и выплат из бюджета (видов финансовых активов и обязательств) приоритет отдается тем аспектам, которые оказывают существенное влияние на достоверность бюджетной отчетности или полноту исполнения бюджетных назначений. Контроль по отдельным направлениям может осуществляться для проверки устранения в отчетном финансовом году нарушений и недостатков, установленных ранее, а также оценки необходимости проведения отдельного контрольного или экспертно-аналитического мероприятия по соответствующему вопросу.

4.11. Информация о нарушениях и недостатках, выявленных в ходе внешней проверки, анализируется и обобщается. Готовятся предложения по совершенствованию исполнения бюджета, использованию имущества, ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности.

4.12. Конкретный набор вопросов проведения внешней проверки определяется ее участниками исходя из сроков проведения, значимости и существенности ожидаемых выводов, содержания и особенностей исполнения решения  о бюджете, возможности использования полученных результатов в ходе других контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

 

5.         Организация внешней проверки бюджета

5.1.   Внешняя проверка включается в годовой план деятельности  контрольно-ревизионной комиссии на основании положений Бюджетного кодекса Российской Федерации.

5.2.   Ответственными за проведение внешней проверки является Председатель контрольно-ревизионной комиссии МО «Павловский район».

5.3.   Организация внешней проверки осуществляется, исходя из установленных этапов и сроков бюджетного процесса в части формирования отчета об исполнении бюджета за отчетный финансовый год, и предусматривает следующие три основные этапа:

-        подготовительный этап;

-        основной этап;

-        заключительный этап.

5.4.   На подготовительном этапе внешней проверки изучается содержание следующих документов:

-        основных направлений бюджетной политики и основных направлений налоговой политики муниципального образования;

-        основных итогов социально-экономического развития муниципального образования  за отчетный финансовый год;

-        муниципальных  программ (проектов муниципальных программ, проектов изменений указанных программ);

-        решения о бюджете за отчетный финансовый год;

-        нормативных правовых актов, действующих в отчетном периоде и содержащих требования к нормативным правовым актам, необходимым для организации и обеспечения исполнения бюджета в отчётном финансовом году, а также к решениям  о бюджете и его исполнении, формированию и предоставлению годового отчета и бюджетной отчетности;

-        нормативных правовых и иных распорядительных документов, действующих в отчетном периоде и регламентирующих процесс организации и исполнения бюджета в отчётном финансовом году, а также устанавливающих требования к решению о бюджете и его исполнении, формированию и предоставлению годового отчета и бюджетной отчетности;

-        при необходимости, другие документы (материалы), необходимые для подготовки организационно-распорядительных документов, в частности, программы внешней проверки.

На данном этапе осуществляется также подготовка запросов на предоставление информации для проведения анализа бюджета, оформление необходимых организационно-распорядительных документов, определение конкретных сроков подготовки заключений контрольно-ревизионной комиссии   на годовую бюджетную отчетность, на годовой отчет об исполнении бюджета.

5.5.   В ходе основного этапа внешней проверки осуществляются:

-        проверки годовой бюджетной отчетности ГАБС;

-        проверка, анализ и оценка обоснованности основных показателей годового отчета об исполнении бюджета;

-        оценка и анализ материалов, представленных одновременно с годовым отчетом об исполнении бюджета и информации по направленным запросам.

5.6.   На заключительном этапе внешней проверки осуществляется подготовка заключения контрольно-ревизионной комиссии  с учетом результатов проверки годовой бюджетной отчетности ГАБС. Заключение  направляется  в Совет депутатов МО «Павловский район» и местную администрацию.

 

6.         Подготовка заключения по результатам внешней проверки

6.1.   Подготовка заключения контрольно-ревизионной комиссии  на годовой отчет об исполнении бюджета осуществляется в сроки, установленные ст. 264.4 БК РФ.

6.2.   Результаты внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и их деятельности по исполнению бюджета в отчетном году оформляются в виде заключения, которое подписывается ответственным за проведение внешней проверки.

6.3.   Структура заключения по результатам внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств может включать следующие основные разделы:

 

-        общие положения (должностные лица, несущие ответственность за подготовку и представление бюджетной отчетности, сроки и полнота представления отчетности, предмет проверки отчетности по доходам и расходам и т.д.);

-        организационный раздел (основания осуществления деятельности, цели и задачи деятельности, организационная структура субъекта бюджетной отчетности, количество подведомственных учреждений и т.д.);

-        результаты деятельности субъекта бюджетной отчетности (анализ соответствующих форм отчетности и раздела пояснительной записки к отчетности);

-        анализ показателей бухгалтерской отчетности субъекта бюджетной отчетности (анализ соответствующих форм отчетности и раздела пояснительной записки к отчетности);

-        прочие вопросы деятельности субъекта бюджетной отчетности (в том числе мероприятия внутреннего и внешнего контроля, меры по устранению нарушений, особенности ведения учета и т.д.)

-        выводы по результатам внешней проверки.

6.4.   Структура заключения контрольно-ревизионной комиссии  на годовой отчет об исполнении бюджета формируется исходя из задач (вопросов) внешней проверки и структуры решения о бюджете (в том числе принципов построения бюджетной классификации) и может включать следующие основные разделы:

-        общие положения (сроки и полнота представления документов, источники информации для заключения на годовой отчет об исполнении бюджета и т.д.);

-        предварительные итоги социально - экономического развития муниципального образования, общая характеристика исполнения бюджета;

-        исполнение доходной части бюджета, включая общую оценку доходов, налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных поступлений;

-        исполнение расходной части бюджета, включая общую оценку расходов, анализ расходов на основе перечня муниципальных  программ с учетом разделов и подразделов классификации расходов;

-        анализ бюджетных инвестиций;

-        анализ дебиторской и кредиторской задолженности субъектов бюджетной отчетности;

-        оценка дефицита (профицита) бюджета и источников финансирования дефицита, включая бюджетные кредиты;;

-        общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств;

-        объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов и/или предоставляемых другим бюджетам бюджетной системы РФ;

-        общие итоги внешней проверки бюджетной отчетности ГАБС;

-        выводы и предложения;

-        приложения.

6.5.   В заключении контрольно-ревизионной комиссии  на годовой отчет об исполнении бюджета должны быть отражены основные вопросы соответствия исполнения бюджета Бюджетному кодексу Российской Федерации, общим задачам бюджетной политики, сформулированным в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, основным направлениям бюджетной политики и основным направлениям налоговой политики муниципального образования, иным программным и стратегическим документам.

6.6.   В заключении на годовой отчет об исполнении бюджета дается оценка основных, наиболее значимых итогов и результатов исполнения бюджета, включая исполнение доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета за отчетный финансовый год, а также оценка объема и структуры долговых и гарантийных обязательств.

6.7.   В заключении на годовой отчет об исполнении бюджета должны быть отражены все установленные факты неполноты и недостоверности показателей годового отчета об исполнении бюджета, которые утверждаются в законе  об исполнении бюджета. В заключении отражаются основные факты неполноты и недостоверности бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств исходя из их существенности.

Грубыми нарушениями признаются факты неполноты и недостоверности отчетности, в случае устранения которых значение числового показателя строки (графы) формы сводной бюджетной отчетности об исполнении бюджета изменится не менее чем на 10%. В случае, если до устранения неполноты и недостоверности значение числового показателя было равно нулю, критерий существенности применяется к показателю более высокого уровня (в который включается значение рассматриваемого показателя). В случае разнонаправленных искажений (и в большую и в меньшую стороны) учитывается сумма их абсолютных значений (без учета знака).

6.8.   Выводы и предложения должны соответствовать структуре и содержанию заключения, отражать причины наиболее существенных отклонений и нарушений, допущенных в ходе исполнения бюджета. В выводах необходимо указывать возможные последствия нарушений в случае их несвоевременного устранения, а также, при необходимости, вносить предложения (рекомендации) по совершенствованию бюджетного процесса и нормативно-правовых актов по финансово-бюджетным вопросам, эффективности использования бюджетных средств.

6.9.   При направлении предложений об устранении фактов неполноты и недостоверности бюджетной отчетности, иных нарушений нормативных правовых актов следует исходить из того, что на момент завершения внешней проверки бюджетная отчетность за отчетный год уже принята и консолидирована в отчетности об исполнении консолидированного бюджета.

Для устранения фактов неполноты и недостоверности показателей годового отчета об исполнении бюджета, которые утверждаются в законе  об исполнении бюджета, субъекту бюджетной отчетности, допустившему нарушение, направляется предписание. Для устранения существенных фактов неполноты и недостоверности данных об остатках объектов учета на 1 января очередного финансового года главному администратору бюджетных средств направляется представление. Предложения, направленные на недопущение существенных, типовых или повторяющихся нарушений и недостатков в будущем, направляются финансовому органу. В случае грубого нарушения главным администратором бюджетных средств или подведомственным ему субъектом отчетности правил ведения бюджетного учета и представления бюджетной отчетности (искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%) контрольно-ревизионная комиссия   в соответствии с законодательством принимает меры по привлечению виновных должностных лиц соответствующего главного администратора к административной ответственности. Нарушитель освобождается от административной ответственности в случае исправления ошибки в установленном порядке до утверждения бюджетной отчетности. При этом исправление ошибки не исчерпывается представлением пересмотренной бухгалтерской отчетности, требуется ее принятие вышестоящим субъектом отчетности и внесение соответствующих изменений в его сводную отчетность.

6.10. Заключение контрольно-ревизионной комиссии   на годовой отчет об исполнении бюджета должно отвечать требованиям объективности, своевременности, обоснованности, четкости и доступности изложения. В заключении рекомендуется отражать как положительные, так и отрицательные моменты, выявленные в ходе внешней проверки.

 

7.         Порядок рассмотрения и направления результатов внешней проверки

7.1.   Заключение контрольно-ревизионной комиссии представляется в представительный орган муниципального образования с одновременным направлением его в администрацию муниципального образования.

    Новости

    Объявления