Поиск по сайту

Решение от 24.01.2019г. № 39. "О реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Павловский район» Ульяновской области до 2030 года".

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

СОВЕТ ДЕПУТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН»

 

4-ое заседание Совета депутатов шестого созыва

 

РЕШЕНИЕ

 

24.01.2019                                                                                                              № 39

Экз. _

р.п. Павловка

 

О реализации Стратегии социально-экономического

развития муниципального образования «Павловский

район» Ульяновской области до 2030 года

 

 

Заслушав информацию начальника  управления экономического развития администрации муниципального образования «Павловский район» Котковой Г.В. «О реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Павловский район» Ульяновской области до 2030 года», Совет депутатов муниципального образования «Павловский район» РЕШИЛ:

1. Информацию начальника  управления экономического развития администрации муниципального образования «Павловский район» Котковой Г.В. «О реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Павловский район» Ульяновской области до 2030 года» принять к сведению.

2.  Поручить администрации муниципального образования «Павловский район» (Тузов А.А.), Главам администраций сельских поселений Павловского района Ульяновской области:

2.1. Проводить целенаправленную работу по привлечению инвестиций в муниципальное образование «Павловский  район»;

2.2. Содействовать увеличению поголовья скота в сельскохозяйственных предприятиях всех форм собственности,   увеличению площадей обрабатываемых земель;

2.3. Проводить целенаправленную работу с руководителями предприятий и организаций и индивидуальными предпринимателями по улучшению финансового состояния предприятий и доведению уровня среднемесячной начисленной заработной платы до среднеотраслевых показателей;

2.4.  Разработать и проводить мероприятия по улучшению демографической ситуации в  муниципальном образовании «Павловский район»;

2.5. Продолжить работу по выполнению мероприятий Стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Павловский район» Ульяновской области на период до 2030 года».

3. Настоящее решение вступает в силу  с момента его подписания.

4. Контроль за исполнением настоящего решения оставляю за собой.

 

 

Глава муниципального образования

«Павловский район»                                                               Ш.А. Абуталипов 

 

 

 

Приложение к решению Совета депутатов

муниципального образования

«Павловский  район»

от 24.01.2019 № 39

 

О реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Павловский район» до 2030 года

 

Решение о разработке «Стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Павловский район Ульяновской области » на период до 2030 года» утверждено Советом депутатов муниципального образования «Павловский район» район от 22.12.2017 № 423.

Постановлением администрации  от 29.12.2017г. №360   утверждён план мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Павловский район» до 2030 года.

Стратегия социально-экономического развития  Павловского района Ульяновской области до 2030 года (далее также – Стратегия) определяет миссию, стратегические приоритеты, цели и задачи развития Павловского района Ульяновской области на долгосрочную перспективу.

При  её разработке учтены основные положения отраслевых документов стратегического планирования муниципального уровня, указов Президента Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, определяющих меры по реализации государственной политики в различных сферах социально-экономического развития Российской Федерации, также народные инициативы жителей Павловского района Ульяновской области.

Стратегия подготовлена на основании материалов предоставленных Администрацией муниципального образования «Павловский район», материалов официального сайта муниципального образования «Павловский район» и данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области (Ульяновскстат), материалов представленных организациями и предприятиями муниципального образования «Павловский район».

Реализация         Стратегии предполагает планомерное реформирование системы муниципального управления и местного самоуправления, что позволит более эффективно задействовать ресурсы трёх основных заинтересованных сторон: населения, бизнеса и местной власти.

Ключевым аспектом административной реформы, бюджетной реформы, является создание условий для перехода на управление по результатам и использование преимуществ, проектного управления в организации частно-муниципального партнёрства. Проектное управление на муниципальном уровне означает выстраивание административной деятельности вокруг конкретных проектов и программ.

Муниципальные программы и проекты, разрабатываемые в муниципальном образовании в период реализации Стратегии, занимают в системе управления развитием муниципального образования центральное  место.

Распоряжением администрации муниципального образования «Павловский район» от 12.12.2017г. №130-р определен перечень муниципальных программ муниципального образования «Павловский район» Ульяновской области на 2018 год и плановый период 2018-2020 годов.

В данный перечень включено 18 муниципальных программ которые предполагают финансирование из бюджета муниципального образования «Павловский район».

Целью развития муниципального образования «Павловский район» является создание устойчивой модели социально-экономического развития с опорой на локальные ресурсы и максимизацией использования выгод географического положения.

Основным показателем достижения этой цели должно стать достижение стабильного  повышения качества жизни населения муниципального образования «Павловский район». Следовательно, можно утверждать, что главной целью муниципального управления является повышение уровня и качества жизни населения Павловского района. Под уровнем жизни населения понимается уровень потребления материальных благ (обеспеченность промышленными товарами, продуктами питания, жилищем и т.п.) и нематериальных благ (благоустройство, культура, возможность саморазвития).

 

1. Рост доходов населения, создание новых рабочих мест, привлечение инвестиций в развитие сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности и малого бизнеса

Важнейшим показателем устойчивого развития муниципального образования является уровень заработной платы населения. По  итогам 201 8года (11 месяцев) показатель составил-29382,6 руб. что на 128,7% выше уровня 2017 года. Анализ динамики среднемесячной заработной платы работников крупных и средних предприятий района. В сфере качества уровня жизни на протяжении всех периодов отмечается тенденция роста средней заработной платы, которая в    2016 году составляла 20444,0 рублей, рост к 2013 году 119,8%. В 2018 году произошёл особенно значительный  (на 28,7%) рост среднемесячной заработной платы  по сравнению с прошедшим 2017 годом.

Рост заработной платы, наблюдается   как по бюджетным учреждениям, так и по предприятиям района.

Еще один показатель  характеризующий качество жизни, план по вводу жилья на 01.01.2019г.  выполнен на 69,5%,  к соответствующему периоду 2017  ,введено 3029,8 м2 от плановых 8500м2. Необходимо активизировать работу по данному направлению.

В 2018 году начато и завершено строительство 24-х квартирного дома площадью 1100кв.м., что позволит обеспечить жильём детей сирот, имеющим право на получение жилья.

Общая площадь жилья приходящегося на 1жителя района в 2017 году  составила 29,2 кв.м., что выше среднеобластного показателя.

Для улучшения ситуации по вводу жилья, создана инвентаризационная комиссия, которая будет вести  работу с населением по оформлению пристроев к жилым домам и оформлению уже построенных  домов.

 

2.  Демография

Павловский район относится к районам Ульяновской области с неблагоприятной демографической ситуацией:     На 01 января 2018 года по данным ТО ФС государственной статистики по Ульяновской области  численность населения в МО «Павловский район»  составила 13194 человек.   За 2018 год естественная убыль населения составила -143 человек, миграционная  убыль составила  -64 человек. Отрицательное сальдо составило 207 чел.

Рождаемость.

На 01 января  2019 года родилось - 84 ребенка, за аналогичный период 2017–81 ребенок.

Смертность.

Умерло  в 2018 году  227 человек, за  2017 год - 234 человек.

Основными причинами смертности являются: на1 месте-болезни системы кровообращения,2 место- новообразования , 3 место-старость   , 4-травмы  ,5-болезни нервной системы.

В рамках  приоритетного проекта «Патриот 2030»,  предусмотрен  комплекс мероприятий, направленных на снижение заболеваемости и общей  смертности, предусмотрен целый комплекс мероприятий, направленных на повышение рождаемости и продолжительности жизни.

Численность населения трудоспособного возраста района за последние 5 лет снизилась на 10% и составила 6991 чел., моложе трудоспособного возраста  снизилась 5,3% и составила  1800 человек, а старше трудоспособного возраста увеличилась на 2,3% и составила 4403человек.

 

3.Благоустройство

Важным направлением нашей работы, является благоустройство населенных пунктов Павловского района,  направленное на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, подержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории. Для каждого населённого пункта разрабатываются комплексные планы благоустройства с разбивкой парков, установкой малых архитектурных форм. С активным привлечением населения к благоустроительным работам.

В 2018 году закончен инвестиционный проект  « Строительство центра культурного развития»  вместимостью 250 мест. Проведено благоустройство прилегающей территории, установлена охранно-пожарная сигнализация, всего выполнены работы на сумму-65,4 млн.руб. Так же велось благоустройство  «Народного парка»- устройство игровых площадок, дорожек и площадок, главного входа в парк, установка малых архитектурных форм.

В рамках проекта местных инициатив граждан Ульяновской области в 2018 году  выполнены  работы в следующих учреждениях культуры:

- ремонт Баклушинского СДК.  Проведён ремонт фасада, замена 3 окон на ПВХ, 4 внутренних дверей, косметический ремонт в кружковой комнате, в фойе, частичные электромонтажные работы, устройство козырька при входе в здание. Общая стоимость работ составит 735,7тыс. руб., из них: 50,0 тыс. руб. – средства населения;

- ремонт Октябрьского СДК. Осуществлён ремонт мягкой кровли, замена отопительной системы, замена входных и внутренних дверей во входной группе. Общая стоимость работ составит 238,2 тыс. руб., из них: 155,0тыс. руб. – средства населения;

- ремонт Татарско - Шмалакского СДК. Ремонт кровли, входных дверей, замена 6 окон. Общая стоимость работ составит 757,0 тыс. руб., из них: 37,8 тыс. руб.  – средства населения;

- ремонт Шаховской сельской библиотеки. Ремонт кровли. Общая стоимость работ составит 813,5тыс. руб., из них 69,1 тыс. руб.  – средства населения.

В 2018 году проведен ремонт 30,58 тыс. м2 автодорог местного значения, в том числе 1,84 тыс.м2 - тротуары, сметной стоимостью 13,88 млн. руб.

В рамках программы «Развития сельских территорий в муниципальных образованиях» выполнены работы по установке детских игровых комплексов в с.Шиковка, с.Муратовка, с.Татарский Шмалак ,а также выполнены работы по устройству спортивных площадок с установкой спортивных тренажеров с.Шаховское, с.Баклуши. Приобретены детский игровой комплекс для установки в с.Шалкино и спортивные тренажеры для парка отдыха в р.п.Павловка. Все вышеуказанные мероприятия позволят вовлечь население района на занятие спортом и оздоровлением.

В 2019 году работа в данном направлении будет продолжена.

 

4.Инвестиции, предпринимательство

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования составляет362 единиц по состоянию на 31 декабря  2018 года, что в свою очередь составило 101,4 % по отношению к аналогичному периоду 2017 года.

Налоговые поступления в бюджет муниципального образования от малого и среднего бизнеса увеличились на36,3% по отношению к аналогичному периоду 2017 года и составили  5688,1 тыс. руб.

Совместно с Министерством агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области ведется работа по увеличению субъектов предпринимательской деятельности в отрасли сельскохозяйственного производства, за последние 5 лет количество СМП в данной отрасти увеличилось с 25 до 43 единиц за 2018 год получили 3 СМП в сумме 17,3 млн.руб.

В 2018 году  по данным облстата, привлечено инвестиций в основной капитал за1 полугодие 2018 года 14,6 млн.руб., что в 13 раз превышает уровень 2017 года, без учёта  субъектов малого предпринимательства.

Приоритетный проект  ССПОК«Калита Агротех» , начал реализацию в 2017 году ,в 2018 году получено 14,6 млн.руб.,  грантовой поддержки министерства сельского хозяйства  ,затрачено собственных средств более 10,0 млн.руб. Построено зернохранилище на 3000 тонн. зерна единовременного хранения. Работа по реализации указанного проекта продолжается.

В 2018 году завершили реализацию 7 инвестпроектов: с объемом инвестиций 29,7 млн. руб., создано 35 новых рабочих места (примеры всех проектов):

-магазин сельскохозяйственной продукции «Муратовский»  объём инвестиций более 4,0 млн.руб., создано 3 НРМ;

-кафе «Двин» на 160 мест объем инвестиций 5,0 млн.руб., создано 5 НРМ;

- строительство семейной фермы в с.Шаховское объем инвестиций 4,0 млн.руб., инициатор - ИП КФХ Пимченков А.В.- 4 НРМ.

В т.ч. за 4 квартал 2018 года реализовано и введено в эксплуатацию 4 проекта с объемом инвестиций 16,7 млн. руб., создано 23 новых рабочих места (примеры всех проектов):

- Строительная база ООО «Лидер» (Директор Абрамова С.А.) Объем инвестиций – 3,0 млн. руб. Создано 6 новых рабочих мест.

- Административный торговый центр «5-ка» » (Генеральный директор Мартимьянов Владислав Юрьевич) Объем инвестиций – 5,0 млн. руб. Создано 10 новых рабочих мест.

- Продуктовый магазин (ИП Верина Г.М.) Объем инвестиций – 1,7 млн. руб. Создано 2 новых рабочих места.

- Административный торговый центр «Магнит Косметик» (Генеральный директор Нестеров С.А.) Объем инвестиций – 7,0 млн. руб. Создано 5 новых рабочих мест.

На территории Холстовского сельского поселения начал реализацию проект «Строительство фермы по разведению  конематок, КРС мясного направления» ориентировочно  на 100 голов конематок, 100 голов маточного поголовья, производство  мяса 20 тонн. Имеется инвестор, ведется строительство временных животноводческих помещений на базе АО «Заря», что позволит улучшить показатели в отрасли сельское хозяйство.

 

5. Доходы

Важной составляющей экономического развития, является увеличение доходной части бюджета и сокращение неэффективных расходов.  Уточненный план консолидированного бюджета  муниципального образования "Павловский район" по собственным доходам за  2018 год выполнен на 98,6%. При уточненном плане 53966,7тыс.руб. поступило доходов 53216,9 тыс.руб. , что меньше на 749,8 тыс.руб.

Утвержденный в начале года план составлял 51480,7 тыс. руб. Фактическое поступление доходов больше утвержденного плана на 1736,9 тыс. руб. или на 103,4 %.

В сравнении с поступлением доходов в прошлом году, 45216,8 тыс.руб., превышение собственных доходов в 2018 г. составляет 8000,1 тыс.руб. , или больше на 17,7%. Основное влияние на невыполнение плана оказало не выполнение плана по налогу на доходы физических лиц. При плане 25004,8 тыс.руб. поступило за год 24297,2 тыс. руб.   или меньше на 707,6 тыс. руб.  Выполнение составило 97,2%. По сравнению с прошлым годом,  налога на доходы физических лиц в 2018 г. поступило больше на 3048,8 тыс. руб. , что составляет 114,3 %.

Невыполнение плана по НДФЛ в первую очередь обусловлено наличием большой недоимки, которая по состоянию на 01.01.2019 года  составляет более 14,7 млн.руб. во все уровни бюджета и порядка 4,2 млн. руб. – в консолидированный бюджет муниципального образования.

Основные должниками являются:

-ГУЗ Павловская ЦРБ - 8265,0 т.р. - общая задолженность по НДФЛ;  в т.ч. в бюджет района порядка 2,5 млн.руб. Причина-   недостаток финансирования из областного бюджета)

-МУП «Сервис» -  3183,1 т..р. ( в бюджет района -955,0 т.р.) (счета арестованы, списание средств происходит согласно очередности);

- МУП «Долина» 98,4 тыс. руб. (30,0 т.руб. в бюджет района)

-ООО «Торговый комплекс» - 1727,2 т.р. – (518,0 тыс. р.) (организация в стадии банкротства)

-ООО «Арго»-103,3 .р. (30,0 т.р.) (частично погашается)

-ООО «Парус»-82,5 т.р. (деятельность прекращена)

-ООО «Спектр»-75,8 т.р. (деятельность прекращена)

-Павловское Райпо-784,6т.р.  (235,4 т.р. в бюджет района (деятельность прекращена)

Утвержденный план по акцизам на нефтепродукты 6041,7 тыс.руб. выполнен на 103,5 % , однако, уточненный в соответствии с прогнозом МФ Ульян. Обл. , в декабре  м-це 2018 г. в сторону увеличения на 242,4 тыс. руб. план не выполнен на 33,1 тыс. руб. Поступило за год 6251,2 т.р.  при ожидаемом плане в  6284,1 т.р., или 99,5%.

В течение всего года, очень проблемно исполнялся план по единому налогу на вмененный доход. Поступило за год  1770,3 т.р. при плане 2268т.р. Выполнение составило 78,1%. По сравнению с прошлым годом собрано ЕНВД  меньше на 686,3 тыс. руб. , или  снижение составило 27, 9 %. Причин такого снижения несколько:

1) Часть предпринимателей перешли на упрощенную систему налогообложения ;

2) Сохраняется значительная сумма недоимки по данному виду налога 1334,2 тыс. руб..  Наибольшую задолженность по  ЕНВД имеют:

Из юридических лиц:

- ООО «Торговый комплекс» - 993,2т.р. или 74,4% в общей сумме задолженности. Как отмечалось выше – предприятие находится в стадии оформления банкротства.

- Павловское Райпо – 40,3 т.р. (предприятие прекратило свою деятельность).

Восемь индивидуальных предпринимателей в общей сложности имеют  задолженность более 213,0 тыс. руб., по которым заведено исполнительное производство в службе судебных приставов.

3) В 2018 г. изменились условия начисления и оплаты ЕНВД. В соответствии с п. 2.1 ст. 346.32 НК РФ, те  индивидуальные предприниматели, которые не имеют наемных работников, в 2018 г. полностью уменьшали ЕНВД на уплаченные страховые взносы. То есть,  если взносы в фонды (ПФР, ФСС, ФОМС) уплачены в размере, равном или превышающем сумму исчисленного ЕНВД, то налог не уплачивается. Если же говорить об ИП с работниками, то уменьшение налога в 2018 году во взносы в фонды  по работающему персоналу уменьшались в 2018 г. на 50 процентов от начисленной суммы вменённого налога.

Невыполнение плана по единому сельскохозяйственному налогу составило 99,3т.р. или 84% Поступления за  2018 год составили 532,8 т.р. при плане 632,1 т.р.Так же имеется недоимка. По колхозу «Искра» и СПК «Колос» около 40,0 тыс. руб. Кроме того, часть КФХ перешли на упрощенную систему налогообложения.

Плановые назначения по налогу, взимаемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения,  выполнены на 102,4%, при уточнённом плане 3300т.р. поступило 3379 т.р. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года темп роста составил 382,6%, увеличение составило 2496,2т.р..План по налогу на имущество физических лиц выполнен на 102,2%.При уточненном плане 1171,0т.р. поступило 1196,7т.р., к аналогичному периоду прошлого года темп роста составляет  112,2%.

План по земельному налогу выполнен на 110,3%. При плане 4017,4т.р. поступило 4432,1т.р. Увеличение  к аналогичному периоду прошлого года составило 414,7т.р. темп роста составил  106,5%.

Неналоговых доходов поступило 10346,5т.р. при плане 10455,4т.р., выполнение составило 99%.  Не выполнен план по одному неналоговому доходу – аренда имущества.

Снижение связано со списанием  450 т.р. доходов от использования имущества находящегося в государственной и муниципальной собственности Управлением имущества Ульяновской области в связи с  уточнением кадастровой стоимости земельных площадей в сторону уменьшения по агрофирме «Заря» .

Платы за негативное воздействие на окружающую среду  получено 180,7 тыс.руб. при плане 177,4т.р. выполнение составило 101,9%.

План по доходам от оказания платных услуг выполнен на 103,6%, при плане 4313,3т.р. поступило 4468,4т.р.

Доходы от продажи муниципального имущества при уточненном  плане2454,5 т.р. поступило 2454,5т.р., выполнение составило 100%. Состоялась продажа гостиницы  «Русь» по цене 2010 т.р.

Доходы от штрафов, санкций составили 500,4т.р. при плане 467,0т.р., выполнение составило 107,2%.

В целях увеличения доходов бюджета проводилась определённая работа по теневой экономике и неформальной занятости. Всего проведено 23 заседаний комиссии по укреплению оплаты труда на данных комиссиях рассматривался вопрос неформальных трудовых отношений и недоимке по налогам эффект от проводимых комиссий более 8,0 млн.руб.

План по созданию новых модернизированных рабочих мест в 2018 году -182 НРМ, фактически создано 208 НРМ. Основная доля созданных рабочих мест приходится на малый бизнес, также временные и сезонные рабочие места.

С начала 2018  года выявлено 127 работников,  с которыми не заключены трудовые договора, из них легализовано 127  человек (выполнение целевого показателя 133,7 %). Экономический эффект от проведенных мероприятий составил порядка 550,0 тыс.руб.

В целях сокращения неэффективных расходов проведена оптимизация сети учреждений культуры  –закрытие сельского клуба в с.Лапаевка, сокращение единиц в Старочирковском и Старопичеурском СК.

Создано специализированное учреждение «Техническое обслуживание учреждений культуры МО «Павловский район» , что позволило увеличить уровень оплаты труда в сфере культуры на 5,3% в рамках мероприятий по выполнению майских Указов президента.

В сфере образования проведено  закрытие Старочирковской средней школы,  -сокращение единиц в Евлейской начальной школе и Илюшкинской начальной школе. Экономия бюджетных средств в результате проведённых мероприятий составила более 3,6 млн.руб.

Модернизация экономики и коммунального хозяйства муниципального образования «Павловский район» невозможно без привлечения внебюджетных средств (инвестиций). Для привлечения инвестиций необходимо развивать систему государственно-частного партнёрства на территории муниципального образования в тесном взаимодействии с региональными институтами развития, в Ульяновской области это АО «Корпорация развития»,Фонд Госудаственно-частного партнерства, ведется работа по передаче в концессию  объектов ЖКХ, имеется инвестор. Все вышеуказанные мероприятия положительно повлияют на рейтинг и имидж района.

Стратегией определены основные макроэкономические индикаторы социально-экономического развития  муниципального образования

«Павловский район», которые разделены на 4 периода.

Период 2018-2020гг.

1.Ожидаемая продолжительность жизни  (лет)  на период  2018-2020- 70,5 лет-факт-72,0

2.Число зарегистрированных родившихся план - 120 чел , факт-84 чел.

3.Уровень безработицы регистрируемой в органах службы занятости населения0,6 ,%0,6,факт -0,47.

4. Доля населения систематически занимающихся физкультурой и спортом в общей численности населения МО «Павловский район» Ульяновской области, 28 %, факт-33%.

5. Общая площадь жилых домов, приходящаяся на 1 жителя (на конец года, кв.м.) 28,факт-29,2.

6.Темп роста промышленного производства в % к 2014 году-(44,7 млн.руб.) 114%.факт-114%(51,0млн.руб)

7. Темп роста производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в % к 2016 году(63479т.р )на конец периода)-108,8,факт-150,8(95733т.р.)

8. Оборот розничной торговли в % к 2016 году( 198,0млн.руб. на конец периода)-136%,факт-112%(222,0 млн.руб.)

9. Рост числа субъектов малого и среднего бизнеса в % к 2016 году-104%,факт-101,40%.

10. Темп роста физического объёма инвестиции в основной капитал в % к 2016 году (на конец периода)-168%.

11. Ввод общей площади жилых домов (тыс. кв. м)8,7,факт-3,0(тыс.кв.м)

12. Доля ликвидированных несанкционированных свалок твердых бытовых отходов от общего числа выявленных на территории МО «Павловский район», %100,факт-100%.(15шт.)

В дальнейшем нам необходимо:

-Проводить целенаправленную работу по привлечению инвестиций в муниципальное образование «Павловский  район»;

-Содействовать увеличению поголовья скота в сельскохозяйственных предприятиях всех форм собственности,   увеличению площадей обрабатываемых земель;

-Проводить целенаправленную работу с руководителями предприятий и организаций и ИП по улучшению финансового состояния предприятий , по доведению уровня среднемесячной начисленной заработной платы до среднеотраслевых показателей;

-Нам необходимо уделять пристальное внимание демографическим показателям; увеличению рождаемости, снижению смертности увеличению браков и снижению разводов. Разработать мероприятия по улучшению демографической ситуации в районе.


    Новости

    Объявления