Сейчас законодательство довольно обстоятельно
и определённо отвечает на вопрос о том, что же следует считать неправомерными действиями
должностных лиц при предоставлении государственных (муниципальных) услуг и в каких
случаях к таким действиям могут быть предъявлены претензии.
Итак, в соответствии с Федеральным законом
№ 210 обжалованы могут быть следующие действия должностных лиц, государственных
(муниципальных) органов и многофункциональных центров:
1. – нарушение срока регистрации запроса
заявителя о предоставлении государственной или муниципальной услуги;
2. – нарушение должностным лицом законного
срока предоставления услуги;
3. – истребование у заявителя документов
и сведений, не предусмотренных нормативными правовыми актами;
4. – отказ в приёме документов, предоставление
которых предусмотрено нормативными правовыми актами;
5. – отказ в предоставлении услуги, если
спорные основания для такого отказа прямо не предусмотрены законодательством;
6. – затребование с заявителя денежной платы,
не предусмотренной нормативными правовыми актами;
7. – отказ государственного (муниципального)
органа в исправлении ошибок и опечаток в выданных в результате оказания услуги документах,
либо нарушение установленного срока таких исправлений.
Все указанные действия и составляют «предмет
досудебного (внесудебного) обжалования» по ФЗ № 210 и изначально классифицируются
им как неправомерные. Это справедливо в отношении всех подобных решений, действий,
бездействий органов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, должностных
лиц этих органов, а также государственных и муниципальных служащих.